ЛЕКЦИЯ 4. Системы регистрации учебных курсов

Разделы Лекции 3: 3.1 UML - язык моделирования и документирования сложных систем; 3.2 Структура языка UML; 3.3 UML диаграммы.

4.1 Два вида систем регистрации курсов

Лекция 5 будет посвящена применению языка UML к проектированию американской автоматизированной системы (АИС) регистрации платных учебных курсов университета Истерн (Eastern State University, ESU). В этой связи сопоставим автоматизированную систему Истерн с действующей в МИРЭА неавтоматизированной системой регистрации учебных курсов.

В любом Вузе, в том числе в МИРЭА, существует постоянно действующая из года в год система регистрации учебных курсов. К началу каждого учебного года в МИРЭА в рамках Системы регистрации курсов план занятий студентов на два семестра одного учебного года.

Известны системы регистрации курсов двух видов - автоматизированные и не автоматизированные. В МИРЭА действует не автоматизированная система регистрации курсов. Головным подразделением Системы является Учебная часть МИРЭА. Она составляет и хранит годовой учебный план Института, в котором объединены данные об учебных планов кафедр Института, расписания занятий всех групп студентов по учебным курсам, читаемых преподавателями всех кафедр Института. Поскольку Институт не имеет компьютерной системы регистрации курсов, то Учебная часть хранит годовой учебный план только на больших бумажных листах (вы можете увидеть их в Учебной части). В учебном плане МИРЭА для каждой группы студентов указываются учебные курсы, дни и часы занятий группы, номера аудиторий, фамилии преподавателей, читающих курсы.

Отличительная особенность учебных планов МИРЭА заключается в ежегодном появлении в них новых курсов. Частое обновление курсов объясняется быстрым развитием компьютерной науки и практики, появлением новых научных и прикладных направлений, языков программирования, методов проектирования компьютерных систем, новых визуальных и математических моделей автоматизированных информационных систем и их программных обеспечений.

Учебная часть МИРЭА составляет годовой учебный план Института следующим образом. Ежегодно в конце каждого учебного года на все кафедры из деканатов факультетов поступают перечни учебных курсов, намеченных для чтения в следующем учебном году. Строго говоря, на кафедры поступают не перечни учебных курсов, а перечни учебных курсов и учебных предметов, которые могут объединять несколько учебных курсов. Например, САПР - это учебный предмет, а САПР микросхем это учебный курс по предмету САПР. В годовом учебном плане Учебная часть прикрепляет студенческие группы к учебным курсам, а курсы к факультетам и кафедрам. После этого каждая кафедра Института должна обеспечить чтение курсов преподавателями. При составлении кафедрального плана занятий на новый учебный год, обычно, возникают трудности в обеспечении новых курсов преподавателями. Причина трудностей заключается в отсутствии у кафедр преподавателей, готовых читать новые курсы и проводить по ним лабораторные занятия. Учебная часть априори предполагает, что такие преподаватели имеются в штатах кафедр. Но как вы понимаете такое предположение нелогично. В результате возникает тупиковая ситуация, решение которой возлагается на руководство кафедры.

На кафедре МОВС ежегодным распределением учебных курсов сред и преподавателей занимается заместитель заведующего кафедрой. Весной и в конце лета он ведет длительные и трудные переговоры с преподавателями кафедры по поводу распределения между ними всех учебных курсов, включенных в годовой план кафедры, в том числе и новых курсов. Особые затруднения возникают при распределении новых курсов по предметам, названия которых придуманы вышестоящими руководителями. Естественно, что преподаватели кафедры не имеют готовых, отработанных годами курсов по новым предметам. Но так или иначе, к началу нового учебного года все курсы оказываются закрепленными за преподавателями, причем таким образом, чтобы каждый преподаватель имел полную загрузку, адекватную получаемой им зарплате.

Как видите, процесс регистрации курсов в МИРЭА состоит из неформальных операций, которые трудно автоматизировать с помощью компьютеров.

4.2. Система регистрации платных курсов Университета Истерн

Автоматизированная система регистрации учебных курсов, работающая в Университете Истерн, существенно отличается от системы, действующей в МИРЭА. Главное различие в том, что обучение в Университете Истерн платное, а в МИРЭА, в основном, бесплатное. Но это различие не единственное. В МИРЭА новые учебные курсы навязываются преподавателям "сверху", а в Университете Истерн преподаватели сами готовят новые курсы и только после этого предлагают их "снизу" для включения в университетский учебный план.

В Университете Истерн все студенты оплачивают обучение либо из собственных средств, либо за счет средств, предоставляемых им взаймы системой социального обеспечения США. Когда после окончания Университета студент начнет работать, он обязан выплатить долг, накопившийся за время обучения на его расчетном счете в Системе социального обеспечения. Практически все граждане США, в том числе и студенты, имеют числовой персональный номер Системы социального обеспечения. Следует сказать, что теперь граждане России также имеют персональные номера системы социального, но процесс их присвоения пока еще не завершен. В США после того, как бывший студент погасит долг за обучение на своем счете в Системе социального обеспечения на этом счете начнут накапливаться деньги на пенсию, которая будет выплачиваться после достижения студентом пенсионного возраста.

Кратко автоматизированную систему регистрации учебных курсов Университета Истерн можно описать следующим образом. После того как преподаватели Университета решат какие курсы они будут вести в течение семестра, служба регистрации курсов внесет эту информацию в компьютерную систему. Затем для преподавателей распечатают сводный отчет по курсам, которые они будут читать, а для студентов - каталог курсов.

После получения каталога курсов студенты заполняют специальную регистрационную форму, где указывают выбранные курсы, и отдают ее в службу регистрации. Обычно студенты записываются на четыре курса, после чего информация заносится в компьютер. Далее запускается ночная программа, которая распределяет студентов по курсам. При возникновении конфликтной ситуации служба регистрации уточняет студенческие данные. После успешного распределения по курсам каждому студенту выдается его расписание для проверки. Обычно процесс регистрации на курсы занимает около недели, но иногда требуется до двух недель, чтобы уладить все вопросы. Затем преподаватели получают списки студентов для каждого курса, который они будут читать в новом семестре.

Как уже было сказано, в начале каждого семестра студенты Университета Истерн могут запросить у Системы регистрации каталог курсов, в который включен список учебных курсов, предлагаемых для изучения в новом семестре. Информация о курсе содержит фамилию преподавателя, название факультета и краткое описание курса, помогающее студентам сделать выбор. Система разрешает студенту выбрать четыре курса из предложенных в наступающем семестре. Кроме того, каждый студент должен указать еще два курса, на случай если один (или более) из выбранных им четырех курсов будет переполнен или отменен. На каждый курс не должно быть записано более 10-ти или менее трех студентов. Курс, на который запишутся менее трех студентов будет отменен. По завершении регистрации Система регистрации направляет информацию в систему оплаты Университета для выставления счетов студентам. Преподаватели имеют возможность онлайнового доступа к данным о курсах, которые они будут читать, а также к данным о записавшихся на них студентов.

Hosted by uCoz